15:3217 июля 201515:32
11827просмотров
15:3217 июля 2015
Дочерняя структура Министерства бороны, АО "Главное управление обустройства войск", отвечающая за строительство всей инфраструктуры для военных, скупает своих подрядчиков. Главный военный строитель, реализующий контракты на 360 млрд рублей, сможет отказаться от открытых конкурсов и передавать заказы своим "дочкам".
Как стало известно dp.ru, ГУОВ скупило контрольные пакеты в уставных капиталах восьми компаний, каждая из которых специализируется на своей сфере — проектировании больниц и поликлиник, строительстве казарм или устройстве полевых лагерей. ГУОВ покупало от 51 до 75% акций, но уже в этом году стало увеличивать долю в компаниях до 100%. С 2015 года ГУОВ стало единственным владельцем петербургской компании "АсконСтрой" и московской "Строф ПМ", теперь они стали называться "Оборонстройпроект СПБ" и "Оборонстройпроект" соответственно. Одним из крупных приобретений стало 67% инженерного бюро "Хоссер".
АО "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ) создано в 2010 году и полностью подконтрольно Министерству обороны через ОА "Оборонстрой". ГУОВ отвечает за строительство и закупку жилья для военных, возведение и ремонт казарм, учебных корпусов, медицинских учреждений и т.п. — от проектирования и строительства до поставки мебели. Например, в Петербурге по заказу ГУОВ ренонсируют Военно-медицинскую академию, Суворовское училище и другие объекты.
По итогам прошлого года ГУОВ был крупнейшим господрядчиком в сфере строительства в России — управление заключило и реализует госконтракы на 364,15 млрд рублей. Кроме прочего, в 2014 году компания была генподрядчиком в строительстве 1 млн м2 жилья, так что может конкурировать по этому показателю с крупнейшими российскими застройщиками.
Раньше ГУОВ, получая заказы от Минобороны, искало субподрядчиков через открытые конкурсы. Общая выручка ГУОВ за 2014 год составила 40,2 млрд рублей. При этом консолидированные расходы по строительно-монтажным работам — 43,2 млрд рублей, из которых 75,08% ушло на субподрядные работы. Теперь же заказы, по всей видимости, будут оставаться внутри управления. ГУОВ приобрела подрядчиков, которые смогут выполнить все необходимые работы. А в положение о торгово-закупочной деятельности управления включено условие о том, что если его дочерняя компания получает не менее 70% своего дохода от ГУОВ, то заказы ей могут передаваться напрямую, минуя конкурентов. Такое положение совет директоров ГУОВ самостоятельно утвердил в 2013 году.
Судя по выручке, самым крупным приобретением военных стало петербургское ООО "Инженерное бюро "Хоссер" — компания уже 20 лет проектирует и строит медицинские учреждения. С переходом под крыло ГУОВ дела у одного из лидеров рынка пошли еще лучше: за прошлый год оборот компании составил более 2 млрд рублей, хотя годом ранее был в 7 раз меньше. Чистая прибыль за год увеличилась в 8 раз — до 44,6 млн рублей. Еще более значительную финансовую динамику показало ОАО "Кубаньпроект" — чистая прибыль компании за год выросла с 1 млн рублей до 81,4 млн рублей.
В этом году "Хоссер" переименовали в "Оборонмедстрой". В руках основателя и президента компании Сергея Фурманчука остается 33% акций. Кроме того, ему по-прежнему на 100% принадлежит юрлицо под названием ГК "Хоссер". Сергей Фурманчук не ответил на вопросы "ДП" относительно партнерства с ГУОВ, сославшись на то, что находится в длительных командировках и сможет сделать это через несколько недель.
В целом, нынешние и бывшие совладельцы компаний, перешедших в ГУОВ, с неохотой идут на разговор об этом. Александр Торопов, который ранее владел 33% в "АсконСтрое", а еще в прошлом году оставался собственником 11% акций подрядчика, рассказал только, что остается работать в компании. За остальными комментариями он посоветовал обратиться непосредственно в ГУОВ.
В ГУОВ же ответили, что как акционерное общество считают, что могут не комментировать ситуацию. "Комментариев никаких не будет, это коммерческая информация, поймите. Любая компания такую информацию не дает. Мы работаем исключительно в интересах вооруженных сил, поэтому здесь комментарии вряд ли возможны, тем более я их не уполномочен давать", — уклонился от ответа заместитель генерального директора АО "Оборонстрой" Максим Пастухов.
В свежем годовом отчете ГУОВ поясняется, что акции компаний куплены "в целях восстановления и развития собственной производственной базы". ГУОВ приобретает доли не только в частных компаниях, но становится акционером компаний, которые ранее принадлежали напрямую "Оборонстрою" или другим "дочкам" Минобороны. Такими приобретениями стали, например, "Оборонкадастр" и "Оборонэнергоэффективность". Кроме того, к ГУОВ в прошлом году были присоединены сразу 10 дочек "Оборонстроя" — строительные и ремонтно-эксплуатационные управления от Москвы до Дальнего Востока, все они были ликвидированы как юрлица и вошли в структуру ГУОВ.
В ГУОВ не раскрывают, во сколько управлению обошлись приобретения компаний. Участники рынка говорят, что стоимость сделок могла быть не рыночной из-за особенностей покупки. Известно, что доли в "Оборонкадастре" и "Оборонэнергоэффективности" стоили 3,5 млн рублей. Стоимость чистых активов в восьми компаниях (в пересчете на процентные доли, которые достались ГУОВ) по данным на конец 2013 года составляла 99,7 млн рублей, в основном из-за того, что чистые активы "Кубаньпроекта" были 121,9 млн рублей. Но уже в конце 2014 года те же доли в компаниях превысили 31 млн рублей.
Судя по всему, ГУОВ планирует нарастить долю в дочках до 100% и сделать их своими структурными подразделениями. В свежем годовом ответе ГУОВ поясняется, что присоединение к управлению предприятий "Оборонстроя" и покупка долей частных компаний — это часть концепции стратегического развития. "Создание единой системы управления позволит стандартизировать процедуры, оптимизировать работу корпоративного центра, повысить контроль качества и сроков осуществления строительной и другой профильной деятельности в интересах заказчиков", — говорится в обращении Тимура Иванова, генерального директора управляющей организации АО "Оборонстрой" в том же годовом отчете.
Возможно в этом году продолжится покупка и других подрядчиков. По крайней мере, в годовом отчете ГУОВ за 2013 год говорится о планируемой покупке доли в уставном капитале ООО "МегаМейд Проект", которое входит в ХК "Мега Мейд" Виталия Супиченко. В июле другая компания Виталия Супиченко, ЗАО "МегаМейд", получила два заказа в сумме на 2,9 млрд на реконструкцию территории Военно-медицинской академии на Пироговской набережной и улице Академика Лебедева. Компания стала единственным заявившимся участником в обоих конкурсах и, чтобы победить, снизила цену всего на 0,8%. С переходом на поставки от единственного поставщика цены подрядчики смогут не снижать вовсе.
Кроме того, ГУОВ автоматически избежит конфликтов с подрядчиками, как недавний с "Интарсией". Однако, по мнению управляющего партнера "Дювернуа Лигал" Егора Носкова, ГУОВ рискует получить другие иски — от компаний, которые могли бы стать потенциальными подрядчиками. "По 223-ФЗ допускается, что акционерные общества, контрольный пакет акций которых находится в собственности государства, могут проводить торги по собственным положениям. Но в случае ГУОВ, хоть это и соответствует букве закона, это определенно не соответствует духу закона. Очевидно, они воспользовались формальной возможностью для того, чтобы по сути бесконтрольно расходовать средства, находящиеся в их ведении. Заинтересованное лицо, которое посчитает, что его права нарушены этим положением, которое делает полностью непрозрачными поставки этой компании, может обратить как ФАС, так и в суд, и в прокуратуру", — полагает Егор Носков.
В целом, по данным портала госзакупок, доля закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ увеличивается. Если в 2012 году только 7,2% заказчиков пользовались таким способом, то в 2014 — 48,2%. А из тех заказов, которые уже разыграны по 223-ФЗ, в этом году больше половины компаний, 55,2%, предпочли такой способ закупки. Однако обычно к такому способу прибегают, когда подрядчик или доделывает работы, или обладает каким-то уникальными компетенциями.
"Это получается не рыночная экономика, а госкапитализм, — комментирует представитель крупной подрядной компании, пожелавший остаться анонимным. — Вся мировая экономика доказывает, что государство — неэффективный собственник в сравнении с частными компаниями. Мы уже это проходили, советская плановая модель могла ставить перед собой масштабные цели, не думая о деньгах, но частные компании намного более эффективны. Тем более, я уверен, что даже эти подрядчики не будут выполнять весь комплекс работ, а все равно будут привлекать субподрядчиков, но появление лишнего звена в любом случае не идет на пользу экономике".
А вот представители государственных заказчиков, например, глава Северо-Западной дирекции по строительству Минкультуры, напротив, считают такой механизм более эффективным, поскольку он поможет избежать работы с недостаточно компетентными компаниями.
“
С точки зрения контроля ситуации это удобно. Они нивелируют риски случайных прихожих компаний. Процесс строительства тесно связан с процессом проектирования, и очень важно, чтобы генподрядчик максимально корректно был знаком с документацией на период принятия решения об участии в конкурсе. Зачастую этого не происходит, и после победы подрядчик начинает удивляться или быть не готовым к тем или иным решениям. Они нивелируют данным алгоритмом эти риски, то есть получается, что свои компании уже в теме на начальном этапе проектирования, могут оптимизировать заранее затраты на материалы, на оборудование. Если эта процедура законна, то это весьма удобно и эффективно. Главное — не заиграться, потому что есть и другая сторона медали — сглаживается сам контроль за ситуацией. Когда все в одних руках, даже у искренне честного человека может глаз замылиться.
Александр Шабасов
глава Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ